Если мы будем думать о себе хорошо и стремиться к лучшему – обязательно этого добьёмся

- Анатолий Дмитриевич, 5 июля мы будем отмечать 72-ю годовщину со дня образования Калужской области. Что для жителей региона значит эта дата?
- Конечно же, эта историческая дата для нас, жителей Калужской области, не какое-то проходное событие. День рождения региона – явление неординарное. Тем более такого региона, как наша область. Ведь, по сути, через Калужскую землю прошла вся история России.
Одно то, что на берегах нашей Угры 11 ноября 1480 года родилось суверенное русское государство со столицей в Москве, говорит о большой политической значимости нашей земли. Вы знаете, что мы выступили с предложением придать этой дате статус общенационального государственного праздника.
Калуга всегда была заметна. И эта заметность в итоге привела в 1719 году к указу Петра I, согласно которому была образована Калужская провинция. В состав провинции были включены города Калуга, Воротынск, Козельск, Лихвин, Медынь, Мещовск, Мосальск, Одоев, Перемышль, Серпейск. Уже в то время Калуга являлась центральным городом. А в 1776 году по указу Екатерины II образовалась уже Калужская губерния. В этом году мы отметим 240-летие губернского статуса Калуги. Этого статуса мы были временно лишены в 1929 году в пылу административного реформаторства. Но уже в 1944 году, когда еще шла война, региональный статус Калуги был восстановлен. Здравый смысл в системе административного управления победил пролетарский задор.
- А как вы относитесь к тому, что из уст то одного, то другого федерального политика звучат идеи объединения, укрупнения субъектов Российской Федерации? Нет ли в этом опасности для нашей области?
- В вопросах укрупнения или разукрупнения регионов не может быть универсальных методик. Решения всегда нужно принимать исходя из реалий. Все зависит от конкретной территории и проживающих на ней граждан. Где-то, может быть, целесообразно объединить регионы, а где-то - разделить. Однако последнее слово должно быть за жителями. Никакой кампанейщины здесь устраивать нельзя. Кроме того, помимо экономической целесообразности в этих проектах нужно учитывать исторические, культурные, национальные и многие другие факторы.
Относительно Калужской области могу сказать одно: наш регион самодостаточный. Нас не надо ни с кем сливать и к нам не надо никого присоединять. История намекает именно на это.
- Анатолий Дмитриевич, Калужская область среди регионов страны всегда была на высоком уровне. И сегодняшние наши успехи возникли не из воздуха, а строились на серьезном фундаменте. Вы неоднократно об этом говорили.
- Да, и сейчас подтверждаю. Несмотря на то что наша область находится в зоне Нечерноземья, у нас всегда было развитое сельское хозяйство, которое, кстати, часто ориентировалось на использование последних научных достижений. Наш Обнинск дал старт мирному атому. В Калужской области в советское время была построена мощная промышленность, причем высокотехнологичная. Особенно ярко это проявилось во времена Андрея Андреевича Кандренкова. Тогда были созданы научно-исследовательские институты - КНИИТМУ и ВНИИМЭТ, построены заводы «Конструктор», «Тайфун», объединение «Гранат» и многие другие предприятия, основаны Калужский филиал МВТУ им. Н. Э. Баумана, вузы в Обнинске.
Мы ведь сегодня, по сути дела, во многом повторили советский опыт. Во времена Андрея Андреевича и Геннадия Ивановича Уланова были созданы несколько индустриальных парков: в Калуге, Обнинске, Людинове, Сосенском, Товаркове. Это абсолютно то же самое, что делаем сейчас мы. Были освоены новые площадки, проложены инженерные коммуникации, построены предприятия. Это и обеспечило индустриализацию Калужской области.
К сожалению, та индустриализация во многом была сориентирована на оборонно-промышленный комплекс (за исключением, пожалуй, Людинова и Товаркова). Когда грянул 1991 год и все предприятия оборонки остановились, пришлось думать, что делать дальше.
- И советский опыт пришлось адаптировать к новым условиям…
- Та индустриализация сопровождалась созданием всего социального комплекса: строились новые города, жилье, объекты соцкультбыта – все это создавалось за государственный счет. В новых условиях это стало нереальным.
Что же нам можно было сделать? Посмотрели опыт других стран: у них те же самые индустриальные территории. И мы начали их создавать, приглашать инвесторов. Инвесторы развернули там свои предприятия. Сформировалась новая экономика, которая дала совершенно новую культуру производства, новые производственные отношения, новый опыт для нас. Наши рабочие и инженеры учились трудиться в новых условиях. И органы государственного и муниципального управления, и система образования, и индустрия гостеприимства вынуждены были адаптироваться к этим условиям. Инвесторы-иностранцы своими пожеланиями, которые они нам высказывали, задали тон, направление, в котором мы должны двигаться.
Посмотрите: у нас появились великолепные гостиницы, рестораны, спортивные сооружения, объекты благоустройства, школы, медицинские учреждения. Всего этого потребовали люди. Вот если бы мы могли перенестись в прошлое 20-летней давности и сравнить поведение калужан в то время и сегодня, мы бы сделали однозначный вывод – они стали совсем другими. Это гораздо более целеустремленные люди. И дети наши очень изменились. Сегодня большинство школьников прекрасно понимают, что никакие связи им не помогут, что надо «брать голову в руки», надо учиться, вкладывать в себя свои собственные инвестиции и рассчитывать в будущем на тот капитал, который заработаешь сегодня. Это очень важно. В этом, может быть, и заключается главная особенность нынешнего времени.
Но мы этот путь до конца не одолели. Конечно, мы бы его прошли гораздо быстрее, если бы не сегодняшние сложности. Они несколько притормозили наше развитие. Но все равно я абсолютно уверен, что пройдет немного времени и общество станет совсем другим.
Мы говорим об исторических корнях, о традициях, о присущих нам отличительных чертах, и если мы оглянемся в прошлое лет на 50 - 60 (я уже не говорю о столетиях), то увидим, что там было огромное количество ценностей, которые мы потеряли и к которым надо возвращаться. Через семейное воспитание, через участие каждого человека в общественном и муниципальном самоуправлении мы должны вернуться к тем отношениям, когда не нужно было вешать замок на дверь, когда в банке можно было взять кредит «на веру».
- Вы коснулись сегодняшней непростой ситуации, которая притормозила развитие страны и региона. Как будем преодолевать трудности?
- В любой ситуации надо уметь сориентироваться. Сегодня нужно заниматься чем-то таким, что будет полезно не только сейчас, но и завтра. Мое глубокое убеждение, что в такие сложные времена государство должно заниматься развитием инфраструктуры. Вы видите, сколько сейчас у нас строится инфраструктурных объектов, прежде всего – дорог. И программы модернизации систем водоснабжения и отопления появились не случайно. Аэропорт «Калуга» – тоже из этой области. Сейчас начинаем настойчивые переговоры с железнодорожниками о реконструкции путей для скоростного движения. Мы создали мультимодальный транспортно-логистический комплекс в Ворсине. Это все инфраструктурные проекты. Плюс социальная инфраструктура - строим школы, детские садики.
И, конечно же, важнейшую роль играет жилищное строительство. Здесь нам не обойтись без помощи федеральных структур. Жилищное строительство, по моему убеждению, способно было бы вытащить всю экономику страны, если им заняться как следует. На поддержку ипотеки в федеральном бюджете выделено всего 14 миллиардов. Этого мало. А ведь налоговые поступления от строительной деятельности могли бы существенно перекрыть затраты государства по поддержке ипотеки. Получит импульс к развитию индустрия стройматериалов. Кроме того, для новых квартир требуется новая мебель, бытовая техника – производство всего этого будет расти.
Еще одна наша первоочередная задача - диверсифицировать экономику. Сейчас мы усиленно взялись за лесопереработку, за агропромышленный комплекс, за переработку сельхозпродукции. Развивается фармацевтическая отрасль: на Санкт-Петербургском экономическом форуме у меня была масса встреч с иностранными партнерами (в частности, подписали соглашение с компанией «Ново Нордиск» о строительстве предприятия по производству инсулинов) – думаю, мы получим хорошие результаты.
Правило по отношению к инвесторам у нас такое: кто бы к нам со своим проектом ни пришел, мы должны встретить его с распростертыми объятиями и сделать все, чтобы он от нас никуда не делся, чтобы он осуществил задуманное именно на нашей земле. Важная оговорка: речь идет только о тех проектах, которые не наносят вреда окружающей среде.
- Анатолий Дмитриевич, вы упомянули среди перспективных отраслей деревообработку. Обострение отношений с Турцией не позволило осуществить очень масштабный проект компании «Кастамону» на Людиновской площадке особой экономической зоны «Калуга». Удалось ли найти ему достойною замену?
- Да, в полной мере. Недавно мы подписали соглашение с австрийской компанией «Кроношпан». Это будет завод по производству древесно-волоконных плит. Объем инвестиций - порядка 9 миллиардов рублей. Планируем начать строительство в конце года.
- Кстати о нашей особой экономической зоне. По недавнему решению правительства ряд таких зон будет закрыт. Не грозит ли закрытие ОЭЗ «Калуга»?
- Не грозит. Наша особая экономическая зона признана одной из самых эффективных, хотя мы только начали ее развитие. Более того, мы рассчитываем получить в ближайшее время дополнительное федеральное финансирование.
- На недавней рабочей встрече с президентом вы представили Владимиру Владимировичу концепцию грандиозного семейного парка-курорта «Волшебный мир России», чем, признаться, очень всех нас заинтриговали. Не могли бы вы поделиться подробностями?
- Россия – большущая страна. Во многих странах есть такие парки, а в России нет. Это неправильно. Чем мы хуже других?
Если этот проект будет реализован, мы получим 5 тысяч новых рабочих мест. А 10-12 миллионов посетителей в год - вот вам и загрузка наших аэропортов, гостиниц и другой инфраструктуры, где люди будут тратить деньги, а область - получать налоги. И для наших строителей будет много работы.
Я не привык говорить о проектах раньше времени. Но такой большой проект, прежде чем за него браться, нельзя было не обсудить с президентом. Теперь, когда мы получили одобрение, можем начинать работу. Проект сложнейший, серьезная задача – собрать пул инвесторов: ведь речь идет об инвестировании как минимум 4 миллиардов долларов. Есть те, кто уже заявился на участие в проекте, – это иностранные компании.
Этот развлекательный комплекс должен стать одним из самых больших в мире – несколько десятков аттракционов, десять тематических парков. Ведущий из них – парк «Наша Россия» - это важно. И - чего нет нигде в мире - тематический парк для людей с ограниченными возможностями.
Мы много чего задумывали - что-то получалось, что-то не получалось. Но главное – смотреть вперед, а не назад. Надеюсь, с этим проектом все получится. А если получится, наша область станет совсем другой. «Волшебный мир» станет мощнейшим экономическим подкреплением наших возможностей. И плюс ко всему - это же интересно - жить в регионе, в который народ валом валит.
- Злые языки в блогосфере возмущаются: мол, кризис, денег нет, а тут в какую-то «развлекаловку» бюджетные средства будут вкладываться. Какие затраты может понести региональная казна?
- Никаких. Мы продаем инвесторам земельный участок - и все. Финансовые средства мы не тратим. Наоборот. Представьте себе: 4 миллиарда долларов инвестиций – это какой объем строительных работ! Как минимум миллиард долларов поступит в нашу бюджетную систему в процессе создания этого парка. Вот наша выгода.
- Уже совсем скоро, через пять лет, мы будем отмечать 650-летие Калуги. После недавнего визита председателя оргкомитета юбилея вице-премьера Дмитрия Козака стало понятно, что многие из задуманных к этой дате проектов осуществить не удастся…
- Сегодня все те правила, по которым раньше шла подготовка к юбилеям городов, отменены в силу известных причин. Мы получим из федерального бюджета очень небольшую сумму. Что ж, будем готовиться на свои деньги. Будем стремиться (и Дмитрий Николаевич нас в этом поддерживает) попадать в адресные федеральные программы. Например, с Дворцом спорта. Мы его построим точно к 650-летию – в этом сомневаться не надо.
Что касается набережной: сейчас очень сложно рассчитывать на поддержку государства. Но мы все равно не останавливаем работу по проектированию, будем потихонечку сами ее делать. И инвесторы (они появятся - времена же не всегда будут плохими), которые захотят иметь там объекты коммерческой собственности, тоже будут участвовать в обустройстве набережной. Ничего, Москва не сразу строилась…
- 18 сентября - выборы в Госдуму России. Чего вы ждете от них?
- Федеральные выборы – это всегда очень важное событие. Сейчас возрождена смешанная система избрания депутатов нижней палаты парламента. Половина пройдет по одномандатным округам. При любом раскладе наш регион получит двух депутатов, избранных жителями области в округах. И это очень важно. В Госдуме должны быть защитники интересов региона. Сейчас непростое время. Области нужны ресурсы из федерального бюджета. Следовательно, нам нужны сильные, энергичные и влиятельные депутаты, которые будут способствовать их привлечению, помогать решать наши проблемы на федеральном уровне. Они должны искренне любить свою малую родину и быть верными ей.
Недавно прошло предварительное голосование «Единой России», в котором принимали участие все желающие, независимо от партийности и политических симпатий. Я очень рад мудрому выбору людей. По Обнинскому избирательному округу (куда входит и территория бывшего Ленинского округа Калуги) поддержку подавляющего большинства избирателей получил Геннадий Скляр, председатель Калужского землячества. А по Калужскому округу так же уверенно победил мой заместитель Александр Авдеев. Жители региона выдвинули их в Государственную Думу.Это хороший тандем, который усилит позиции нашей области на федеральном уровне.
- Анатолий Дмитриевич, что бы вы хотели сказать землякам в преддверии дня рождения области?
- Если вы помните, вступая в должность губернатора, я сказал: каждый из нас, живущих на Калужской земле, должен гордиться этим. Гордиться – значит быть довольным тем, что живешь здесь, а не просто бить себя кулаком в грудь. А кто не живет, должен нам немножко завидовать и радоваться, если ему представится шанс жить вместе с нами. Мы эту задачу в большой степени выполнили.
Сейчас нам нужно ни в коем случае не потерять свой имидж привлекательной территории, нам нужно с каждым годом делать ее еще более привлекательной. Это получается, и только слепой не видит, что перемены идут к лучшему. И в благоустройстве, и в содержании территории, и в том, какие появились объекты. Здесь ни на секунду нельзя останавливаться.
Есть у нас, русских, такая национальная черта – самоуничижение. Как только к нам кто-нибудь приедет из другой страны, мы начинаем ему сетовать на свою. Из другой области приедет –начинаем свою область ругать. Попробуйте вы найти немца, того же баварца, который бы позволил о Баварии плохое слово сказать, – да никогда. Мы должны поменять свое сознание. Если мы будем думать о себе хорошо и стремиться к лучшему -обязательно этого добьемся.
Человек, который постоянно ищет в себе и в окружающем только негатив – он и будет жить в негативе. А когда ему исполнится много лет, он оглянется на свою жизнь и скажет: я мог бы жить и радостно, но почему-то не захотел.
Каждый человек должен стремиться прожить жизнь так, чтобы, когда он будет уходить в мир иной, было бы как можно больше людей, которые бы об этом пожалели. Полезность бытия должен ощущать каждый – тогда будет радость от каждого дня. Я хотел бы, чтобы мы и сами научились так жить, и другим подавали пример. Насколько могу, стараюсь вселять оптимизм в сознание людей. Я часто встречаюсь с земляками и не вижу у них уныния, несмотря на сегодняшние трудности. И даст Бог, так будет и дальше!