Калужская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Итоги предварительного голосования «Единой России», ситуация в партэлите, интриги и сценарии кампании-2016

09 июня 2016, 09:38
ER.RU публикует полный доклад генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидата исторических наук Дмитрия Орлова, посвященный процедуре предварительного голосования Партии

Итоги предварительного голосования «Единой России», ситуация в партийной элите, интриги и сценарии кампании-2016

Предварительное голосование: главные итоги

Предварительное голосование «Единой России» проходило в сложной социально-экономической и политической ситуации. 

1.      Ухудшившееся социальное самочувствие граждан, распространение настроений социального пессимизма могли негативно повлиять на уровень политической лояльности, вызвать рост как латентного, так и открытого, в том числе «уличного» протеста. При сохранении очень высокого уровня доверия к главе государства общество далеко не столь однозначно относится к другим институтам и органам власти, включая политические партии и правящую партию страны. 

2.      Изменение избирательной системы и возвращение выборов в мажоритарных округах означали необходимость перестройки всего дизайна кампании с тщательной и продуманной селекцией конкурентоспособных кандидатов, способных работать на территориях и привлекать на свою сторону массового избирателя. 

3.      Трансформация партийной системы, выразившаяся в появлении огромного числа новых партий, могла привести к реализации запроса на обновление депутатского корпуса и, соответственно, к снижению интереса общества ко всем «старым» игрокам. 

4.      Внутриэлитная ситуация в регионах стала более напряженной. На нее повлияла ротация в губернаторском корпусе, обострившиеся конфликты в борьбе за политические и финансовые ресурсы, стремление различных элитных групп сформировать в этих условиях свое парламентское лобби. При этом степень развития внутриэлитных конфликтов очень сильно отличается от региона к региону. 

«Единая Россия» в ходе предварительного голосования должна была адекватно отреагировать на все эти вызовы – не растерять поддержку в обществе, предъявить ему сильных кандидатов, продемонстрировать готовность к внутреннему обновлению и преодолеть внутренние конфликты. 

Вызов для Партии состоял также в том, что сама эта процедура до сих пор имела недостаточное влияние на процесс формирования списка кандидатов, что приводило к кулуарному отбору, в сочетании с широким использованием тактики «паровозов», вытягивающих список, состоящий из малоизвестных обществу людей. Старые технологии предварительного голосования стали неприемлемыми - учитывая не только необходимость справиться со всеми вызовами, но и  подготовку 225 кампаний в одномандатных округах. Таким образом, предварительное голосование для «Единой России» стало важнейшим тестом на готовность к переменам и адаптацию к меняющимся условиям

Главный общеполитический итог предварительного голосования состоит в повышении уровня легитимности политической системы за счет более широкого распространения демократических процедур и усиления обратной связи власти и общества. «Единая Россия» не только продемонстрировала, как это должна делать любая партия, готовность и желание бороться за власть в стране, но еще и внесла важный вклад в повышение качества избирательного процесса в целом, а следовательно, и в повышение качества партийной системы. В условиях, которые для партии сложно назвать тепличными, «Единая Россия» выступила лидером процесса обновления всей партийной системы, подавая пример и другим партиям, а также оставляя возможности для межпартийного сотрудничества и не нарушая тем самым «крымского консенсуса» российских политических партий. 

Внутрипартийный итог предварительного голосования заключается в серьезной «перезагрузке» «Единой России», которая означает реализацию сразу нескольких позитивных тенденций. Во-первых, партия успешно адаптируется к условиям парламентских выборов, проходящих по смешанной системе. Во-вторых, растет открытость «Единой России» в ее работе с избирателями. В-третьих, очевидно развитие внутрипартийной демократии. В-четвертых, повышается качество отбора кандидатов. В-пятых, различные группы региональной элиты получают возможности для политического продвижения, что, в свою очередь, способствует и обновлению федеральной элиты за счет притока сил из регионов. Можно с уверенностью утверждать, что из предварительного голосования Партия вышла уже другой, способной к успешному разрешению внутренних проблем и отражению вызовов общественно-политической среды.

Много или мало: индекс мобилизации

Уровень явки избирателей на предварительное голосование является одним из важнейших критериев для оценки состоявшейся процедуры. Оценивать его можно по-разному. На наш взгляд, достигнутый уровень явки оказался весьма благоприятным (не говоря уже о том, что он был близок к ожидаемому), что свидетельствует о качестве подготовки предварительного голосованиявнутриполитическим блоком Кремля. На предварительном голосовании «Единой России» проголосовали 9 миллионов 178 тыс. граждан, или 9,6% от общего числа избирателей. Возникает естественный вопрос, много это или мало. 

Социологи обозначали несколько более высокий потенциал явки на партийное предварительное голосование. При этом распространялась, на наш взгляд, не вполне корректная интерпретация данных ВЦИОМ. Вывод о том, что на участки для голосования могут прийти 32% россиян, делался на основании замеров ВЦИОМ, показывавших, что 13% респондентов точно намерены принять участие в предварительном голосовании, а еще 19% отвечали, что «скорее придут». Однако хорошо известно, что российские респонденты часто выбирают те ответы, которые воспринимаются ими как социально одобряемые, и это напрямую относится к явке на любые российские выборы. В реальности же никогда не срабатывает прямолинейная интерпретация социологических данных о явке. Это произошло и с предварительным голосованием «Единой России».

Итоговый результат явки показывает, что ни со стороны Кремля, ни со стороны региональных партийных организаций и органов власти не было ставки на искусственную мобилизацию и тем более – на повторение тех результатов мобилизации сторонников «Единой России», которые она демонстрирует на федеральных выборах. Другими словами, явка имела естественный характер. Если бы для «накачки» явки массово использовались административные технологии, это подорвало бы доверие к процедуре, ударило по ее легитимности. Поэтому уровень активности избирателей на предварительном голосовании можно признать вполне достаточным. К тому же, как мы уже отметили, он прогнозировался в Администрации президента РФ, и вполне соответствует социологическим данным, если сделать при этом поправку на обычное для России завышение своих намерений прийти на выборы самими респондентами. 

Власти не проводили масштабную и дорогостоящую информационную кампанию, направленную на гарантированное информирование буквально каждого российского избирателя о праймериз. Это закономерно: предварительное голосование предназначено в первую очередь для выявления и мобилизации «расширенного ядра» сторонников Партии, а оно никогда не бывает гигантским. 

Очевидно не всегда качественное информирование избирателей о местах расположения участков для голосования. Кроме того, число самих участков было относительно небольшим - в сравнении с числом участков на «обычных» выборах. Поэтому негативным образом на явку влиял и фактор доступности избирательных участков, как в больших городах, так и, наоборот, в сельской местности. Эти локальные проблемы вызвали непосредственно в день голосования очереди на многих избирательных участках и высокий уровень нагрузки на счетные комиссии. Известно  немало случаев, когда на участках заканчивались бюллетени. При этом сами бюллетени были защищенными и выпускались ограниченным тиражом. В случае нехватки избирателям в некоторых случаях предлагалось заполнить анкету, но она не имела правовой силы, которую имел официальный партийный бюллетень. Так или иначе, эти организационные проблемы стали и результатом интереса избирателей к предварительному голосованию, пусть не повсеместного, но на некоторых участках весьма высокого. 

Мы рассчитали «индекс мобилизации», представляющий собой отношение явки на предварительное голосование к доле избирателей «Единой России» на последних думских выборах (2011 г.) от общего числа избирателей. Этот условный индекс показывает, какая доля прежнего электората «Единой России» была мобилизована на предварительном голосовании. В целом по стране индекс мобилизации составляет 32,4% и является очень значительным. Треть сторонников «Единой России» пришла на предварительное голосование и составляет ядро партийной поддержки. Если оставшиеся две трети придут и проголосуют за «Единую Россию» непосредственно на выборах (что вполне возможно), то Партия сохранит свою поддержку, а может и улучшить свой результат при условии еще более активной мобилизации своих сторонников. 

Интерес представляет анализ региональных различий явки и уровня мобилизации избирателей. Диапазон явки оказался весьма существенным. Наиболее высокий уровень явки – около 15% был продемонстрирован, в первую очередь, в национальных республиках (Татарстан, Чеченская Республика и др.). Из других регионов России на общем фоне выделились повышенной явкой Саратовская и Тамбовская области. С другой стороны, минимальную явку продемонстрировала Архангельская область (почти 3%). Среди регионов с самым низким уровнем явки оказались Санкт-Петербург, Иркутская область и др.

Анализ региональных различий в уровне явки также позволяет говорить о естественном характере электоральной мобилизации. Явка на предварительное голосование хорошо коррелирует с явкой на российских выборах. Например, республики всегда демонстрируют высокий уровень явки. Архангельская область, напротив, известна очень низкой явкой, которая отмечалась, например, на прошлогодних губернаторских выборах. Санкт-Петербург также устойчиво относится к числу регионов с пониженной явкой. В случае Иркутской области традиционно низкая явка, характерная для этого региона, в контексте предварительного голосования была связана еще и с особенностями внутриполитического соотношения сил. Понятно, что если губернатором является член КПРФ, то ожидать высокой явки на предварительном голосовании другой партии не приходится, и эффективность кампании «Единой России» в таких условиях снижается по объективным причинам. 

Индекс мобилизации сторонников «Единой России» на предварительном голосовании очень значительно отличается от региона к региону. Его анализ дает несколько неожиданные и заслуживающие внимания результаты. По России в целом этот показатель составил почти одну треть, а в регионах колебался в широких пределах от 13% (Республика Коми) до 63% (Мурманская область). Любопытно, что крайними случаями стали регионы, расположенные даже в одном федеральном округе, - Северо-Западном.

Мобилизация сторонников «Единой России», согласно нашим расчетам, оказалась сравнительно низкой (на уровне менее четверти) в 20 субъектах Федерации. В этой группе представлены многие республики, демонстрирующие высокие результаты голосования за «Единую Россию» на выборах. При сравнительно высокой (в контексте предварительного голосования) явке, вплот?

Общественная приемная