Калужский политолог: Реформа – путь к совершенствованию системы местного самоуправления
В настоящий момент правовые нормы восьмой главы Конституции РФ («Местное самоуправление») реализуются не в полной мере. Сейчас руководство местными сообществами больше напоминают муниципальное управление, нежели местное самоуправление. И в этом нет чьей-то злой воли, никто ничего искусственно не ограничивает. Просто муниципальная система не отлажена в юридическом и экономическом плане. Муниципалитеты перегружены функциями, но крайне слабо обеспечены финансовыми ресурсами. Многие муниципалитеты являются громоздкими и, следовательно, плохо управляемыми.
Весьма разумно разделить крупные муниципалитеты на районы, в которых депутаты будут избираться всего лишь от нескольких тысяч избирателей. Это реально приблизит власть к народу. Появится возможность проводить избирательную кампанию при минимальных финансовых ресурсах, что позволит расширить социальную базу кандидатов в депутаты и, соответственно, будущих депутатов. Депутатский корпус муниципалитетов должен быть максимально представительным, дабы граждане не путали его с клубом миллионеров.
Рациональным является также разгрузить сельские поселения, убрав из их ведения избыточные функции, которые и так не обеспечены реальными возможностями. Предназначение местного самоуправления – это решение вопросов местного значения. Все остальное – результаты договоров с госорганами.
Конечно, при переходе на новую систему местного самоуправления проблемы будут: и организационные, и правовые, и кадровые. Но все это преодолимо. Главное - решить проблему наполнения бюджета муниципалитетов. Для этого, возможно, понадобится внесение изменений в налоговое и бюджетное законодательство РФ. Местное самоуправление станет интересным для избирателей и активистов только в том случае, если оно будет обладать серьезными материальными возможностями.