О приоритетах развития российского образования
Данная информация будет передана в Министерство просвещения и Рособрнадзор для ее обязательного учета при итоговой апробации новой модели аттестации. Об этом 3 декабря в ходе селекторного совещания партпроекта сообщила координатор партпроекта «Новая школа», депутат Госдумы Алена Аршинова.
По ее словам, на сегодняшний день система определения компетенций и повышения квалификации педагогов требует изменения. Она также подчеркнула важность того, чтобы по результатам аттестации педагоги получали возможность реального повышения квалификации. «Сегодня у нас образование – в приоритете, эта сфере касается абсолютно всех. В рамках прошедшей региональной недели работы депутатов, большое количество вопросов задавалось родителями о качестве и доступности образования. Улучшить работу системы повышения квалификации педагогов можно, применив результаты оценки компетенций учителей, - подчеркнула парламентарий. - Кроме того, необходимо также учитывать результаты данного исследования при утверждении образовательных программ педагогических вузов, создании механизмов методической поддержки каждого учителя. Необходимо также лучше информировать учительское сообщество о целях и способах проведения таких исследований».
Как отметила заместитель секретаря Генерального совета Партии, депутат Государственной Думы Ольга Баталина, педагог всегда должен продолжать профессионально расти. «Для того, чтобы учитель был готов работать с любым ребенком, он, безусловно, должен сам профессионально расти. Национальная система учительского роста - это система про учителей и для учителей. Для нас важно, чтобы учителя были ее соавторами», - сказала она, подчеркнув, что решение задачи, поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным по вхождению в десятку сильнейших экономик мира без сильного, доступного и качественного образования недостижима.
Статс-секретарь – заместитель министра просвещения Павел Зенькович, рассказывая о новой методике, сообщил, что ее главная задача заключается в том, чтобы аттестация становилась стимулом для педагогического роста работников системы просвещения и помогала выявлять направления, по которым учителям в регионах необходимо повышение квалификации. «Для учителей прохождение аттестации должно быть возможностью (а не какой-то угрозой понести наказание) показать свои сильные стороны, узнать слабые стороны и сразу получить поддержку для того, чтобы их подтянуть», - сказал он.
Переход на новую систему определения компетенций школьных педагогов должен начаться после 2020 года, после того, как состоится итоговая апробация новой модели аттестации. Ее проект был выработан в 2017 году, следующие два года отведены на ее тестирование и отладку. В мае – июле этого года в 19 регионах, представляющих все федеральные округа, прошла пробная аттестация педагогов, которая позволила, в том числе, получить обратную связь от профессионального сообщества.
По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, на сегодняшний день в РФ отсутствует единая федеральная технология, которая позволяет объективно оценить уровень квалификации учителей. В то же время, отметил он, в мировой практике такой опыт широко распространен, аналогичная система действовала и в СССР. В России в этом году, сообщил Кравцов, прошло масштабное исследование компетенции учителей: «В 2018 году участие в исследовании приняли 22 тысячи учителей из 67 регионов. В рамках него были разработаны диагностические материалы по девяти предметам».
Напомним, в рамках исследования апробировались единые федеральные оценочные материалы для оценки предметных и методических знаний педагогов по учебным предметам и предметным областям «История», «Обществознание», «Экономика», «Право», «Россия в мире», «Русский язык и литература», «Математика и информатика», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Работа ведется в рамках решения задачи, поставленной в Указе Президента РФ о создании национальной системы учительского роста, которая к 2024 году должна охватить не менее 50% учителей общеобразовательных школ.
Калужскую область на совещании представляли региональный координатор партийного проекта «Новая школа», министр науки и образования Александр Аникеев, а также представители региональных ассоциаций учителей-предметников, родительских сообществ и ассоциаций, региональных отделений Общероссийского профсоюза образований.
По окончания видеоконференции Александр Сергеевич подробно рассказал о том, какие конкретные задачи поставлены перед блоком «Образование» в рамках национального проекта.
«Согласно приоритетам развития российского образования достигнуть поставленных целей возможно путем комплексной модернизации содержания и методов обучения в школе. Мне видятся три главных линии движения на пути модернизации школы: изменение технологий школьного образования и методов обучения в пользу индивидуализации образования и формирования навыков 21 века, изменение школьного климата в пользу «Школы для ребенка», изменение мотивации детей к обучению. Эти три главных рычага преобразований в школе должны, в конечном счете, привести к повышению качества российского школьного образования, которое и обеспечит его глобальную конкурентоспособность и вхождение в десятку ведущих стран», - подчеркнул Александр Аникеев.
Партийный проект «Новая школа» направлен на поддержку и развитие системы общего, среднего, высшего и дополнительного образования. Создание новых учебных мест за счет строительства новых школ, капитального ремонта и реконструкции действующих, оснащение новым современным оборудованием, переход на односменный режим работы с последующим наполнением второй половины дня дополнительными занятиями. При этом во внимании партийного проекта находится и аспект повышения роли и статуса педагога, воспитателя, престижа педагогической профессии. Важный участок работы партийного проекта - дошкольное образование, особенно обеспечение детей до трех лет местами в детских дошкольных образовательных учреждениях. Партпроект держит на контроле не только обеспечение повышения доступности дошкольного образования, но и его качество. Во внимании партпроекта также находятся и вопросы содержания образовательного процесса, соблюдения прав всех участников образовательного процесса, а также создания равных условий получения образования для детей вне зависимости от территории их проживания.