Плохие правила Алексея Кудрина. Статья Андрея Исаева
На минувшей неделе в одной из газет была опубликована статья Алексея Кудрина «Правила игры», в которой он предложил в качестве спасения от грядущей, с его точки зрения, длительной стагнации экономики России существенное сокращение расходов на социальную сферу, оборону и безопасность. Они якобы слишком сильно выросли в последние годы: с 54% от федерального бюджета в 2011 году до 61,5% в 2015 году. По сути дела, правительству вновь предложен неолиберальный, «гайдаровский» подход, полностью провалившийся в девяностые годы прошлого века.
Во-первых, подобного рода предложения – это лучшее, что может быть предпринято для подрыва доверия населения к власти. Отмечу, что в Конституции нашей страны и в целом ряде законов закреплены социальные обязательства государства перед пенсионерами, бюджетниками, многодетными семьями, людьми с ограниченными возможностями и другими категориями граждан, нуждающимися в поддержке, в том числе предусмотрена индексация соответствующих выплат. И мы должны неукоснительно выполнять эти обязательства, о чем неоднократно заявлял президент Владимир Путин.
Во-вторых, предложение сократить расходы на оборону и безопасность в нынешней международной обстановке, когда все ведущие державы их наращивают, выглядит более чем странно.
Однако оставим в стороне политическое содержание данных инициатив и сосредоточимся на возможных социально-экономических последствиях их реализации.
Сокращение расходов на социальную сферу, причем даже не снижение индексации, а именно сокращение, приведет к неизбежному уменьшению пенсий, пособий, заработных плат в бюджетной сфере. Рынок обязательно ответит на это если не сокращением, то, по крайней мере, «замораживанием» зарплат в реальном секторе экономики. Все это будет означать снижение покупательной способности населения.
Совершенно непонятно, как тогда, по мнению Алексея Кудрина, станет развиваться бизнес и производство. При снижении покупательной способности люди будут просто не в состоянии приобретать многие товары, создаваемые этим производством.
Особенно сильный удар будет нанесен по рынку услуг. Бизнес в этой сфере не может существовать без массового потребителя. А потребитель в условиях сокращения доходов начнет отказываться прежде всего от услуг.
Не менее экстравагантными с экономической точки зрения выглядят предложения сократить расходы на оборону и безопасность.
В мировой практике для выхода из экономического кризиса разумная власть, начиная с правительства Рузвельта в США в тридцатые годы XX века, делала прямо противоположное советам господина Кудрина. Она увеличивала государственную поддержку нуждающихся, стимулируя массовый спрос, а также накачивала производство деньгами государства через военные заказы, развитие оборонного сектора.
Сегодня наша страна вновь стоит перед очень серьезной дилеммой: как повести себя в условиях кризиса. Напомню, что во время кризиса 2008-2010 годов мы вели себя не так, как сейчас предлагает Алексей Кудрин. Мы не сокращали, а всячески поддерживали платежеспособный спрос населения, провели валоризацию пенсий, увеличив ее в 1,5 раза для пенсионеров, имевших дореформенный стаж, обеспечили страхование вкладов, не понижали, а индексировали заработные платы в бюджетной сфере, увеличивали минимальный размер оплаты труда, вели активную политику, направленную на сохранение производств и занятости. И именно эти меры, а не либеральные рецепты в стиле «а-ля Гайдар» позволили России преодолеть экономический кризис тогда.
Опыт, на мой взгляд, свидетельствует об очевидном.