Калужская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Юрий Волков: В заботе о подрастающем поколении формальных подходов быть не должно

06 февраля 2013, 16:20
Депутат Государственной Думы Юрий Волков комментирует новые законопроекты, рассмотренные на январских заседаниях Государственной Думы и направленные на защиту молодого поколения

В настоящее время Уголовным кодексом РФ установлена ответственность совершеннолетнего лица только за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134). Уголовная ответственность за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет не предусмотрена.

Законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", принятый      25 января в первом чтении,  направлен на реализацию международных обязательств России. В соответствии с Конвенцией Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений и Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, государства-участники обязуются принять необходимые меры по криминализации деяний, связанных с использованием услуг "детской проституции".

Законопроектом предлагается дополнить УК РФ новой ст. 2401 «Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего», устанавливающей уголовную ответственность «клиента» за получение за денежное вознаграждение сексуальных услуг заведомо несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет в виде штрафа до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо в виде обязательных работ на срок от 120 до 240, либо ограничения свободы на срок до 2 лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Еще одна растущая проблема – наркотизация молодого поколения. По данным социологического опроса в возрастной группе от 11 до 24 лет доля лиц, потреблявших наркотики – 25%. Средний возраст начала потребления наркотиков 15-16 лет.

Пришло время, чтобы внести в действующее законодательство изменения, направленные на: профилактику незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; введения системы раннего выявления употребления наркотических средств и психотропных веществ; закрепление соответствующей компетенции органов управления образованием и органов управления здравоохранением по раннему выявлению незаконного (немедицинского) потребления таких средств и веществ, а также наделение соответствующими полномочиями органов государственной  власти субъектов РФ.

С этой целью на уровне закона необходимо дать определение понятий «профилактика незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ», а также «раннее выявление незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ». Немаловажным моментом является то, что необходимо разделить полномочия Российской Федерации  и субъектов РФ в сфере профилактики незаконного (немедицинского) потребления таких средств и веществ, наркомании, а также компетенция образовательных учреждений по обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления таких средств и веществ среди обучающихся. Законом должны быть установлены основания и порядок осуществления мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих незаконное (немедицинское) потребление таких средств и веществ (проводится при наличии письменного информированного согласия обучающихся (воспитанников), достигших возраста 15 лет, или письменного информированного согласия родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников), не достигших возраста 15 лет). В случае выявления (подозрения на выявление) незаконного (немедицинского) потребления таких средств и веществ обучающимся в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра, он направляется в специализированную медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь по профилю «наркология» (при наличии письменного информированного согласия обучающегося (воспитанника), достигшего возраста 15 лет, или письменного информированного согласия родителей (законных представителей) обучающегося (воспитанника), не достигшего возраста 15 лет), в порядке, который должны определить Минздрав России вместе с Минобрнауки России.

На все это направлен принятый 18 января в первом чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ".

Заслуживает внимания еще один законопроект, который 23 января принят в первом чтении  "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних".

Законопроектом вносятся изменения в ряд законодательных актов.

В их числе предлагается внести дополнения и изменения в следующие федеральные нормативно-правовые акты:

1) ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дополнить понятиями:

- «торговля детьми - любые действия, посредством которых ребенок передается родителем (лицом, его заменяющим) или иным лицом (группой лиц) другому лицу (группе лиц) за материальное вознаграждение или иное возмещение либо с целью получения материальной или иной выгоды для его эксплуатации, а равно для незаконного усыновления (удочерения) ребенка, передачи его под опеку (попечительство) или в приемную семью независимо от применяемых при этом способов»;

- «эксплуатация детей - использование рабского труда (услуг) несовершеннолетних, занятия проституцией несовершеннолетними и иные формы их сексуальной эксплуатации».

 Также в закон вводится статья 142 «Меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей», определяющая основы противодействия торговле детьми и эксплуатации детей, а также виды ответственности физических и юридических лиц за совершение правонарушений, связанных с торговлей детьми и их эксплуатацией.

2) в КоАП РФ предлагается ввести новые составы административных правонарушений:

- «Создание юридическим лицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей» - предусмотрено наказание:  для юр. лиц – штраф от 800 тыс. до 1млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток  - за создание условий для торговли детьми; от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток - за создание условий для эксплуатации детей;

- «Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и их оборот» - предусмотрено наказание:  для юр.лиц – штраф от 50 тыс. до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3) в Трудовом кодексе РФ предлагается дополнить перечень видов работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних -  производством, перевозкой и торговлей материалами эротического или порнографического содержания, предметами порнографического характера.

Полностью согласен со словами нашего Президента В.В. Путина: «Главное - соблюдение интересов ребенка.  Формальных подходов здесь быть не должно».

Общественная приемная